ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
(с рождения и до 1 года)
Характеристика
младенческого возраста.
Период новорожденности – первые 3-4 недели жизни.
Ребенок приспосабливается к новым
условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать
пищеварительный тракт, устанавливается терморегуляция); его нервная система еще
незрелая из-за несовершенства коры головного мозга; выражены только безусловные
рефлексы.
Грудной период –
первый год жизни.
Начинают совершенствоваться функции
центральной нервной системы, вырабатываются условные рефлексы, формируются
движения, быстро увеличиваются вес и рост.
Физические упражнения надо начинать
делать каждому ребенку с 1,5-2 месячного возраста. К этому времени организм
малыша приспосабливается к условиям внешней среды - устанавливается
определенный режим жизни, совершенствуется процесс терморегуляции.
Массаж и гимнастику проводят в
хорошо проветренном помещении при температуре воздуха от + 20 до 22 градусов, а
в летнее время не ниже + 22.
Занятия проводят на столе, покрытом
байковом одеялом, небольшой клеенкой и пеленкой, руки взрослого должны быть
чистыми и сухими.
Массаж и гимнастические упражнения
проводятся осторожно, мягко, без насилия и в медленном темпе, т. к. у грудного
ребенка кожа, мышцы, связки, костная система очень нежны. Во время занятий
старайтесь поддерживать у ребенка хорошее, радостное настроение, разговаривайте
с ним. Подбор упражнений и комплексы упражнений могут быть использованы при
занятиях со здоровым, правильно развивающимся ребенком, В случае отключения в
состоянии здоровья и общего развития ребенка необходимо каждый раз советоваться
с врачом.
В первые месяцы жизни
оздоровительные занятия сводятся к массажу, Направление движений должно
совпадать с направлением тока лимфы. Поэтому руки массажируют от кисти к плечу
и подмышкам; ноги от стоп и голеней к паху.
Приемы массажа несложны: в основном
поглаживания и растирания ладонью и пальцами. Продолжительность каждого приема
– не более 1 минуты.
Особенно полезны гигиенические
мероприятия детям, имеющим какие-либо отклонения в состоянии здоровья или в
физическом развитии: отставание статических и моторных функций, нарушение
нормальной формы скелета (круглая спина, сдавленная грудная клетка,
косолапость, плоскостопие), слабость мышц, связочного аппарата, избыток газов,
запоры, а также ослабленным детям, перенесшим заболевания. Массаж должен
предшествовать гимнастическим упражнениям, прежде чем выполнять движения руками
и ногами, следует их помассировать.
По мере роста ребенка, время,
отводимое на массаж, сокращается, а на гимнастические упражнения –
увеличивается.