Примерный комплекс упражнений для детей 4 – 6 месяцев.
1.Массаж рук – поглаживание.
Ребенок лежит на спине, погладить ладонью по
направлению от кисти к плечу, по внутренней поверхности предплечья и плеча
ребенка. Повторить 4-6 раз.
2.Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны.
Ребенок лежит на спине и держится за большие пальцы рук
взрослого. Сгибая, скрестить руки ребенка на груди, затем, развести их в
стороны. Повторить 4-6 раз.
3. Массаж живота.
Ребенок лежит на
спине. А) ладонью одной или обеих рук круговое поглаживание живота по ходу
часовой стрелки, минуя область печени. Повторить 6-8 раз;
Б) массаж косых мышц
живота - ладонями обеих рук, легкие растирающие движения косых мышц живота,
чтобы пальцы обеих рук соединялись под пупком. Повторить 6-8 раз.
4.Сгибание позвоночника и ног.
Ребенок лежит
на спине, поддерживать ребенка снизу под спину руками. Приподнять ребенка над
столом – при этом рефлекторно сгибается позвоночник, и голова наклоняется
вперед. Повторить 1-2 раза.
5.Массаж ног.
А) Поглаживание –
повторить 8-10 раз;
Б) растирание –
производить ладонью, мелкими движениями по наружной стороне голени и бедра в
направлении от стопы к тазобедренному суставу. Повторить 6-8 раз.
В) разминание – двумя пальцами обеих
рук одновременно производятся движения по наружной и внутренней сторонам голени
и дальше только по наружной стороне бедра в направлении от стопы к паху.
Повторить 4-6 раз.
Г) кольцевое растирание голени –
производить указательным и большим пальцами обеих рук, обхватывая вплотную
голень ребенка, и производить одновременно относительно энергичные кольцевые
растирания в направлении от стопы к колену. Повторить 4-6 раз. Заканчивать массаж ног
приемом поглаживания.
6.«Топанье».
Ребенок лежит
на спине, ноги согнуть, ступни поставить на стол. Попеременное сгибание и
разгибание ног, скользя ступнями по столу. Повторить 8-12 раз в быстром темпе.
7.Поворот со спины на живот.
Ребенок лежит на спине, придерживая
ребенка за ноги, стимулировать поворот на живот. Повторить 1-2 раза в каждую
сторону.
8.Массаж спины.
Ребенок лежит на
животе. А) поглаживание - повторить 4-6 раз; Б) растирание – повторить 4-6 раз;
В) разминание – производить концами пальцев обеих рук в виде спиралеобразных
движений от ягодиц к шее (4-6 раз). Закончить приемом поглаживания.
9.Разгибание позвоночника и ног.
Ребенок лежит на животе,
поддерживать ребенка руками снизу под грудную клетку и живот. Приподнять
ребенка над столом – рефлекторно ребенок откидывает голову назад и прогибается
в позвоночнике. Повторить 1-2 раза.
10. Массаж грудной клетки.
Ребенок лежит на
спине. Веерообразное поглаживание ладонями обеих рук по ходу грудных мышц от
диафрагмы в направлении к подмышечным впадинам. Повторить 4-6 раз.
11.Попеременное сгибание и разгибание рук ребенка.
Ребенок лежит на
спине, захватив большие пальцы рук взрослого. Попеременное сгибание и
разгибание руки ребенка в локтевом и плечевом суставах, при сгибании одной руки
разгибается другая. Повторить 6 – 8 раз.
12.Присаживание.
Придерживать
руки ребенка, разведенные в стороны и, слегка подтягивая их к себе побудить его
сесть. Повторить 2 – 3 раза.
13.Поворот со спины на живот.
Повторить 1 – 2
раза в каждую сторону.
14.Сгибание и разгибание ног.
Ребенок лежит на
спине. Держать ребенка за голени.
А) поочередное
сгибание и разгибание ног, ускоряя. (6 – 8 раз);
б) одновременное
сгибание и разгибание ног с легким нажимом на живот. Повторить 4 – 6 раз.
15.Поднимать ребенка на ноги с поддержкой.
Ребенок лежит на
животе, придерживая и слегка отводя согнутые в локтях руки ребенка, побудить
его вставать на колени, затем на ноги. Повторить 1 – 2 раза.
16.Массаж стопы.
А) Поглаживание –
повторить 4-6 раз; Б) растирание пальцев – повторить 6-8 раз; В) «похлопывание»
полусогнутыми пальцами рук по ступне ребенка (по подошвенной стороне) –
повторить 4-6 раз.
17.Переступание.
Поставить ребенка лицом к себе,
поддерживая его под мышки. Слегка подтягивая ребенка к себе, побуждать его к
переступанию. Проделать 3 – 6 шагов. Каждый вид массажа отдельных частей тела
всегда начинается и заканчивается приемом поглаживания.
Общая продолжительность занятия 8 –
10 минут.