РАЗЛИЧНЫЕ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ШКОЛЕ


Эндзинь М. П., директор Центра качества образования МОУ ПКС "Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов"

В последние годы происходят существенные изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Одним из центральных факторов, который может содействовать продолжению инновационных процессов и модернизации образования, является профессионализм учителя. При этом в понятие "профессионализм" включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но личностный потенциал педагога, профессиональные ценности, убеждения, установки. Обеспечить активность педагога как субъекта процесса совершенствования позволяет системный подход к содержанию и формам научно-методической работы в образовательном учреждении. По отношению к учителю научно-методическая работа выполняет ряд важных функций (см. схему ниже).

В связи с социально-экономическими изменениями, происходящими в современном обществе, меняется позиция школы, усложняются задачи, которые приходится решать учителю. Поэтому функция обучения педагогов становится все более актуальной, в школе появляются должностные лица и специальные органы, ответственные за организацию научно-методической работы. Это позволяет детализировать функции управления ею, осуществлять это управление более эффективно.

Определение стратегических направлений научно-методической работы      ------->      Педагогический совет, директор
Назначение ответственных за управление процессом обучения педагогических кадров, распределение между ними обязанностей      ------->      Директор

Разработка прогноза потребностей кадров в обучении в соответствии с основными изменениями, которые проводятся в деятельности школы      ------->      Директор, заместитель директора по научно-методической работе
Заключение договора об обучении педагогов      ------->      Директор
Планирование расходов на обучение педагогических кадров      ------->      Директор
Вознаграждение сотрудников, представленных к поощрению за высокие результаты в обучении педагогических кадров в организации научно-методической работы в школе      ------->      Директор (по представлению методического совета)
Управление реализацией избранной стратегии и контроль качества научно-методической работы      ------->      Методический совет, заместитель директора по научно-методической работе
Руководство процессом обучения учителей      ------->      Заместитель директора по научно-методической работе, руководители методических объединений учителей
Содействие адаптации молодых специалистов, назначение наставников
Оценка эффективности действующей в школе системы научно-методической работы на основе анализа, представленного заместителем директора школы      ------->      Директор, методический совет

В настоящее время поддержка процессов развития образования — это поддержка развития:

  • Профессионализма учителя, осваивающего новые модели обучения и воспитания;
  • Образовательного учреждения, работающего в новых социально-педагогических обстоятельствах;
  • Муниципального образования, строящего свое развитие не только на основе общих требований, но и с учетом специфики города, его перспектив, возможностей и ограничений.

Преобразование педагогической деятельности, профессионального поведения нуждается в постоянной поддержке, в том числе методической. В развивающейся школе методическая работа — методическое сопровождение учителя — приобретает ряд особенностей:

  • методическая работа строится на основе сочетания науки и практики;
  • методическая работа носит перспективный характер, рассчитана на ряд лет и ведется по общешкольной тематике;
  • возможна разработка целевой комплексной программы, включающей все субъекты образовательного процесса в работу по избранной теме;
  • сочетание коллективной и индивидуальной самообразовательной деятельности педагогов с учетом их затруднений, потребностей, возможностей и необходимости для работы в данном образовательном учреждении;
  • своевременная и целенаправленная помощь педагогам в профессиональном росте.

Рассмотрим возможные варианты организации модели методической работы в школе, предлагаемые представителями Санкт-Петербургской научной школы. Возможно, вы узнаете среди них модель, используемую в вашем образовательном учреждении. Может быть, вам захочется построить методическую работу по одному из предложенных вариантов. А если ваша модель принципиально отличается от предложенных, мы будем рады познакомить наших читателей с вашим опытом.

Примечание. В предложенных схемах приняты следующие сокращения:

МС — методический совет
ПДС — постоянно действующий семинар
МО — методическое объединение
ТГ — творческая группа
ШМП — школа молодого педагога
ИГ — инициативная группа
ШПО — школа педагогического опыта


Методическая служба на основе методических циклов и/или образовательных областей

Данная модель наиболее распространена. Методические объединения образуются на предметной основе, их количество зависит от педагогического состава школы. Планирует, координирует всю работу и организует общешкольные мероприятия методический совет. Для обеспечения индивидуальности методического сопровождения работа в "Школе молодого педагога" может быть организована в парах наставничества.


Методическая служба на индивидуальной основе

Главная особенность модели — щадящий режим работы, уход от обилия методических мероприятий. Основная роль принадлежит самообразованию учителей. Каждый педагог составляет собственную программу: изучение литературы, посещение семинаров, практикумов, разработка методических материалов и т. д. Администрация через диагностику выявляет запросы и потребности учителей и организует консультации, семинары, конференции, "круглые столы", мастер-классы и т. д. В конце года — обязательный анализ деятельности каждого учителя.


Методическая служба на комплексной основе

Эта модель удобна для небольших школ. Постоянно действующий семинар может стать основной формой методической работы. Главная задача методического совета — согласование режима работы и программы семинара. Наиболее эффективным является сочетание практических и теоретических занятий. При наличии молодых специалистов возможна организация "Школы молодого педагога".


Методическая служба на дифференцированной основе

Дифференциация может осуществляться, например, по стажу и опыту работы. "Школа педагогического опыта" может быть организована на городском уровне, что расширит возможности профессионального роста педагогов. Творческие группы тоже создаются на разных уровнях (школьном, городском) и рассматривают наиболее актуальные проблемы образования. В педагогическом клубе профессиональный ретренинг сочетается с психопрофилактикой, ортобиотикой. Обязательным условием является взаимосвязь всех ступеней общешкольными мероприятиями, специально организованными "круглыми столами", конкурсами, семинарами по обмену опытом и т. д. Программа постоянно действующего семинара для классных руководителей может реализовываться через самостоятельные формы работы. В этом случае методическому совету необходимо согласовывать график и режим работы всех коллективных форм педагогического общения.


Методическая служба на сравнительной основе работы микрогрупп

В этой модели микрогруппы работают по одинаковой программе исходя из интересов школы, методический совет поддерживает и согласует работу групп.


Методическая служба на диагностической основе

В этом варианте методический совет диагностирует проблемы учителей, планирует формы повышения квалификации и помогает учителям определиться с выбором программы, которая им необходима.


Методическая служба на основе инициативных групп

Инициативные группы добровольно возглавляются учителями из Совета творческих учителей. В основе их работы лежат одинаковые программы. В конце года — обязательный анализ деятельности групп.


Методическая служба на основе актуальных задач школы

Такая нетрадиционная модель, как правило, используется на стартовом этапе экспериментальной деятельности. В такой момент бывает важно осуществить управление образовательным процессом через организацию творческих групп, которые призваны решить актуальные задачи содержательно-методического, диагностического, контрольно-оценочного характера. Возглавляет группу опытный учитель-методист, который не только имеет собственный интересный опыт работы, но владеет элементами управленческого знания, умениями организационного, коммуникативного и аналитического характера. План каждой группы составляется на основе годового плана работы образовательного учреждения с учетом проблематики тематических педагогических советов, в подготовке которых группа может принять активное участие. В рамках общего направления работы группы каждый учитель самостоятельно трудится над индивидуальной методической темой. Эти темы сопряжены с общей направленностью деятельности группы и, с одной стороны, способствуют росту личного профессионального мастерства, с другой — воплощают на практике определенный содержательный фрагмент общегруппового плана. Учебно-методический комплекс группы — это дидактико-методический банк, своеобразный "накопитель" того, что наработано группой. Именно материалы УМК дают информацию о том, как члены группы работают над совершенствованием содержания образования, над применением различных педагогических технологий, над вопросами оперативности и актуальности используемых диагностических методик и контрольных срезов. Работа над индивидуальными методическими темами и потенциал УМК позволяют сделать более интересной и эффективной подготовку к проблемно-тематическим педагогическим советам.

Реализация различных моделей методической службы дает возможность осуществлять научно-методическое сопровождение дифференцировано, что весьма важно для развивающейся школы. Приведем ряд стимулов, которые наиболее часто используются в школе и могут служить вознаграждением за эффективное профессиональное развитие и активное участие в научно-методической работе.

Стимулы профессионального развития учителей

Мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности      ------->      Открытие собственного мастер-класса для учителей района или города на условиях договорной оплаты труда. Повышение самостоятельности учителя: возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать наиболее удобный график работы (расписание). Содействие в разработке и утверждении собственной авторской программы, ее распространении в районе, городе
Мотив личного развития, приобретения новой информации      ------->      Направление на стажировку, курсы. Предоставление времени на методическую работу (работа на дому). Творческий отпуск в каникулярное время. Дополнительные дни к отпуску. Оплата научно-методической литературы
Мотив самоутверждения, достижения социального успеха      ------->      Направление на различные проблемные конференции, семинары для выступления и обмена опытом. Содействие в обобщении опыта, подготовке собственных публикаций и пособий к печати. Привлечение к руководству методическими подразделениями школы. Получение права на проведение семинаров, курсов, лекций для своих коллег по школе. Рекомендация на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей с оплатой этой работы
Потребность в причастности к делам      ------->      Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы
Мотив стабильности, защищенности      ------->      Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу. Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе
Мотив состязательности      ------->      Содействие в выдвижении на престижные конкурсы. Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства с назначением годовой надбавки к зарплате

Если учителя и администрация школы ориентированы на профессиональное развитие, то:

  • школа рассматривается как обучающая организация, которая объединяет людей общими ценностями;
  • создаются условия для самореализации и постоянного обновления профессионально-педагогической деятельности, к ним относятся: система корпоративного образования, делегирование полномочий, система поощрения педагогических инициатив.