РЕАЛИЗАЦИЯ КПМО В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ


На вопросы отвечает Рыбникова Н. П., председатель комитета по образованию Администрации Великого Новгорода

- Одним из направлений реализации КПМО является переход на новую систему оплаты труда. Наталья Павловна, можно ли говорить о том, что на сегодняшний день все школы Великого Новгорода успешно осуществили переход на новую систему оплаты труда? Какие при этом возникали трудности? Как они были решены?

- Прежде чем начать говорить о переходе на новую систему оплаты труда, надо, наверное, сказать о том, что в 2007 г. Новгородская область победила в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование". Поэтому все общеобразовательные учреждения Великого Новгорода стали участниками этого проекта. И одним из основных и ведущих мероприятий в рамках комплексного проекта является внедрение новой системы оплаты труда.

Для перехода на новую систему оплаты труда (на всех уровнях - начиная от субъекта Российской Федерации, то есть Новгородской области, и заканчивая общеобразовательными учреждениями) были приняты соответствующие нормативные и правовые документы. Во всех учреждениях разработаны и утверждены положения о стимулировании деятельности педагогических кадров, и самым большим достижением стало то, что стимулирование деятельности теперь ориентировано на конечный результат. Каждый педагог четко и конкретно знает, что его заработная плата будет зависеть от того, какого результата он достиг в ходе своей педагогической деятельности, т. е. не за процесс идет оценивание деятельности учителя, как это было ранее, а за то, какие результаты получил ученик в процессе работы учителя по той или иной образовательной программе или по программе дополнительного образования. В соответствии с обязательствами по КПМО в области с 1 сентября 2007 г. введена НСОТ.

В результате этих мероприятий средняя месячная заработная плата педагогов общеобразовательных учреждений значительно возросла. Если в 2006 г. она примерно составляла чуть более шести тысяч рублей, то в 2007 г. она уже составляла около восьми с половиной тысяч рублей, по итогам 2008 г. средняя заработная плата учителей в Великом Новгороде достигала десяти с половиной тысяч рублей, и за первый квартал 2009 г. она выходит на уровень примерно одиннадцати тысяч рублей.

Хочется отметить, что увеличение фонда заработной платы педагогов общеобразовательных учреждений, начиная с прошлого года, все время возрастает. Почему? Потому что в так называемую базовую часть заработной платы учителей входит теперь оплата за неаудиторную деятельность, т. е. за дополнительную работу: проверку тетрадей, классное руководство, заведование кабинетами и опытно-экспериментальными участками.

Кроме этого, система заработной платы предполагает учет повышающих коэффициентов - за уровень образования, за уровень квалификации, за наличие наград, званий, ученых степеней. Любая деятельность педагога, направленная на результат, находит свое отражение в его заработной плате. Отработан механизм определения результата каждого ОУ и каждого учителя. Размер фонда заработной платы каждого образовательного учреждения зависит еще и от того, какой рейтинг образовательное учреждение занимает в общей рейтинговой системе оценки качества работы учреждений Новгородской области, потому что стимулирующая часть фонда заработной платы в соответствии с подушевым нормативным финансированием определяется еще и в зависимости от этого рейтинга. А рейтинг выводится, естественно, в соответствии с имеющейся критериальной оценкой деятельности образовательных учреждений, как Новгородской области, так и Великого Новгорода. Причем осуществляется оценка деятельности и органов управления муниципального уровня в том или ином районе, в том числе и в Великом Новгороде.

На данный момент на новую систему оплаты труда переведены только педагогические коллективы общеобразовательных учреждений, но в связи с реализацией приоритетного национального проекта НСОТ должна быть введена и для всех других категорий работников бюджетных организаций - педагогов ДОУ, учреждений дополнительного образования, и не только в системе образования, но и культуры, спорта и т. д.

Но здесь есть еще проблемы. Несмотря на повышение заработной платы в связи с введением новой системы оплаты труда все-таки заработная плата работников системы образования отстает от среднего уровня заработной платы в сфере экономики. Заработная плата бюджетников должна быть не ниже заработной платы в сфере экономики. Над этим нам предстоит работать. И муниципалитет будет изыскивать все необходимые средства для того, чтобы это повышение в системе образования выходило на уровень средней заработной платы в сфере экономики.

- Насколько "безболезненным" для большинства школ города оказался переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений?

- Наверное, чтобы ответить на этот вопрос, нужно тоже немножечко вернуться назад - в наше прошлое, потому что в рамках комплексного проекта модернизации образования переход на нормативно-подушевое финансирование был одним из обязательств участвующих территорий, но для Новгородской области и для Великого Новгорода эта проблема не была новой, потому что начиная с 1994 г. образовательные учреждения Великого Новгорода переходили на самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность, и этот переход повлек за собой то, что на территории Новгородской области внедрялось подушевое финансирование, т. е. образовательные учреждения финансировались по количеству имеющихся у них учеников, и в зависимости от количества учеников по специально утвержденному областным законом нормативу финансирования каждое учебное заведение получало определенное количество денежных средств.

Безболезненными эти процессы являются только для тех учреждений, где достаточно значительное количество учащихся, а самое главное, и наполняемость в классах соответствует норме - составляет 25 человек. Поэтому средства, получаемые этими учреждениями, значительно больше, что позволяет решать многие возникающие проблемы. А у тех учреждений, в которых количество детей незначительное да еще и наполняемость в классах небольшая, естественно, возникают определенные трудности. Например, в Великом Новгороде есть так называемые локальные микрорайоны, в каждом из которых имеется общеобразовательное учреждение. Это школа № 15 в Кречевицах, школа № 16 в микрорайоне Деревяницы, школа № 17 в микрорайоне Волховском. Возьмем, например, микрорайон Кречевицы. Военный городок - так скажем, замкнутое пространство, удаленное от города. Наполняемость в классах единственной на микрорайон школы ниже нормы - менее 25 человек. И соответственно, подушевое финансирование приводит к тому, что на реализацию учебного плана в полном объеме не хватает денежных средств, т. е. на фонд заработной платы учителей это учреждение испытывает дефицит средств. В 2008–2009 учебном году им не хватает на заработную плату более 450 тысяч рублей.

Проблемы все-таки существуют, хотя подушевое финансирование - это тот прорыв, который реально развивает конкуренцию между образовательными учреждениями, предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения.

Сказать, что это для всех удачно и хорошо, на сегодняшний день нельзя. Поэтому мне кажется, что вводя какие-то инновационные процессы или участвуя в каких-то программах, надо все-таки учитывать наряду с положительными моментами и специфику отдельно взятых районов и территорий.

- О каких положительных изменениях в школах можно говорить в связи с расширением общественного участия в управлении образовательным учреждением?

- Положительным здесь является то, что все сообщество Великого Новгорода может участвовать и активно участвует в решении проблем образования. Я приведу несколько примеров, которые подтвердят, что это действительно так.

Для Великого Новгорода ярким показателем общественного участия в решении проблем образования стала разработка Комплекса программ по реализации концепции воспитания юных новгородцев "Содружество", утвержденного Думой Великого Новгорода сроком до 2010 г. Инициаторами разработки и концепции, и самой программы "Содружество" были не только и не столько работники системы образования, а представители общественности города - это родители, депутаты, представители органов местного самоуправления.

Увеличилось количество детей, участвующих в различных творческих конкурсах, смотрах. Больше стало детей, которые получают президентские гранты, стипендии областного уровня "Господин Великий Новгород", муниципальные стипендии, различные разовые премии и достаточно большие призы за участие в тех или иных конкурсах. Таких примеров можно приводить очень много.

Для города еще одним примером такого активного участия стало создание Городского родительского совета, который является подкомиссией социальной комиссии Думы Великого Новгорода. О работе этого органа мне хотелось бы сказать несколько слов, потому что этот орган, сформированный в начале апреля 2008 г., не стал обузой для системы образования, а стал тем толчком, который позволяет увидеть возникающие проблемы и в сфере образования, и в сфере воспитания детей и подростков Великого Новгорода. Почему? Потому что он не просто информирует комитет по образованию Администрации Великого Новгорода о том, что происходит в городе, какие есть проблемы, но и сам пытается искать пути решения этих проблем, а это очень важно - не просто сказать, что здесь что-то не решено и вы как хотите, так и делайте в решении того или иного возникающего вопроса, а подсказать еще, как это можно сделать, и принять активное участие в этой деятельности.

В каждом учреждении работают советы учреждения, наблюдательные советы, активно работают их представители в распределении стимулирующей части заработной платы. В разработке положений по стимулированию труда в каждом ОУ участие принимали и представители общественности, входящие в состав совета учреждения. Можно отметить активное участие наших "минимэрий", которые вместе с образовательными учреждениями в отдельных микрорайонах становятся центрами работы с жителями города. Это тоже свидетельствует о росте общественного участия в решении проблемных блоков.

- Какие результаты были достигнуты в развитии муниципальной системы оценки качества образования?

- Этот вопрос и для города, и для области не новый и не является стартовым в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования, потому что с конца 90-х годов в городе был создан Центр качества образования в структуре Института образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, который очень прочно вошел в развитие системы образования. Данный Центр занимался именно этими процессами. Еще задолго до введения единого государственного экзамена комитет по образованию совместно с Институтом начал внедрять тестовые технологии в процесс оценки образовательных достижений учащихся. Эти первоначальные шаги позволили совершенствовать систему оценки качества. В настоящий момент в городе имеется разработанный и утвержденный Регламент оценки качества образования, отработан механизм критериальной оценки деятельности образовательных учреждений, отдельно взятого педагога, каждого ребенка. Сказать, что этот механизм совершенен, на сегодняшний день нельзя, потому что есть в системе критериальной оценки показатели, которые объективно оценивают деятельность, а есть - где присутствует субъективизм, где не все процессы и не все результаты можно "прощупать" и оценить какими-то количественными показателями. В этом, пожалуй, нам еще предстоит поработать - наряду с количественными показателями отработать качественные и усовершенствовать имеющуюся критериальную оценку деятельности всех участников образовательного процесса.

На сегодняшний день мы встали перед дилеммой создания определенных банков и баз данных по различным категориям участников образовательного процесса - например, по одаренным детям, по педагогам, которые достигли значительных результатов в своей педагогической и творческой деятельности. Это все как раз есть источники совершенствования данной системы. Они позволят не пропустить никого (если можно так выразиться): ни одного ребенка, ни одного учителя или воспитателя, чтобы заметить даже маленькие положительные результаты или положительную динамику в развитии любого ребенка и совершенствовании деятельности любого педагога, образовательного учреждения.

- Еще одним направлением КПМО является развитие региональной сети образовательных уч­реждений. Что уже было сделано в Великом Новгороде в этом направлении и что еще предстоит сделать?

- Я думаю, что это один из самых больных вопросов для Великого Новгорода. Почему? Потому что он затрагивает не только какие-то экономические эффекты от реструктуризации сети, но еще и человеческие судьбы. Например, на сегодняшний день по количеству детского населения при средней наполняемости школы в 700–750 человек городу необходимо около 30 образовательных учреждений. А их у нас 34, т. е. в городе существуют "излишки" образовательных учреждений. Отсюда происходит распыление ресурсов не только денежных, но и материально-технических, кадровых и т. д. Возникает также проблема не совсем рационального использования муниципальной собственности. Эти проблемы необходимо, конечно, решать.

В этом году мы нарабатываем программу оптимизации сети муниципальных учреждений. По поручению мэра Великого Новгорода до 1 мая она должна быть окончательно скорректирована на уровне тех идей, которые уже были получены и от образовательных учреждений, и от общественности, и от органов управления, с учетом реальной экономической и демографической ситуации Великого Новгорода.

Предстоит сделать очень многое - надо, во-первых, найти болевые проблемы в городе, которые на сегодняшний день еще не решены, и вот эта оптимизация должна помочь увидеть имеющиеся проблемы и найти механизмы их решения. Например, город получил от Администрации Новгородской области полномочия на развитие туризма и туристического направления в развитии экономики города, но в нашем городе в настоящее время нет детского туристического центра - центра дополнительного образования (подобный до 90-х годов существовал в городе, но в связи с перестройкой был ликвидирован). Если город будет заниматься развитием туризма, значит, естественно, составной частью этого направления станет развитие детского туризма. Но как можно заниматься развитием детского туризма, если не создана инфраструктура для этого?

Такую инфраструктуру можно создать в системе образования, потому что это может быть учреждение дополнительного образования, и мы можем решить эту проблему, высвободив одно из помещений школы в процессе оптимизации при объединении малочисленных коллективов учащихся в здании одного из учреждений, а в высвободившемся открыть такой центр. Подобных вопросов можно рассмотреть очень много.

В процессе оптимизации мы дол­жны будем сформировать базовые учреждения, для того чтобы сконцентрировать на их территории и новое оборудование, и более совершенную технику для повышения качества образовательного процесса. Обеспечить, например, все учреждения современным оборудованием и техникой, отвечающей современным требованиям, конечно, возможности нет, а вот оборудовать таким образом базовые учебные заведения, которые появятся в процессе оптимизации, - это реально. И развитие сетевого взаимодействия, о котором все время мы говорим в последние годы, будет реально возможным именно в рамках таких процессов.

Необходимость оптимизации сети образовательных учреждений очевидна, потому что у нас нет других ресурсов, кроме поиска ресурсов для развития системы внутри своей отрасли. Действенным рычагом в уп­равлении муниципальной образовательной системой является интеграция. При оптимизации сети образовательных учреждений как раз используемые ресурсы: экономические, кадровые, материально-технические, - становятся видимыми.

- Наталья Павловна, что, на Ваш взгляд, можно считать основными достижениями по реализации КПМО в Великом Новгороде?

- Я думаю, положительным можно считать то, что образование стало более доступным, независимо от того, где проживает ученик и какой доход имеют его родители. Это первый момент. Второй момент - то, что образование стало более качественным в связи с ориентацией на результат деятельности и детей, и педагогов, и ОУ, и органов управления образованием.

Третий положительный момент - это то, что происходит повышение заработной платы учителей и расширение общественного участия в решении проблем образования.

Следующий положительный момент - происходит укрепление материально-технической базы, потому что за счет процессов софинансирования, за счет реализации различных программ в рамках комплексного проекта модернизации образования происходит выделение дополнительных средств из разных источников - и из федерального, областного, и из городского бюджетов. Например, на ремонт в прошлом - 2008 г. - системе образования было выделено более 62 миллионов рублей. Это в два раза больше, чем в 2007 г., и в шесть с половиной раз больше, чем в 2006 г. Конечно, это всех проблем не решит в плане ремонтных работ, но то, что это значительный выход и значительное вливание в укрепление базы - не вызывает сомнений. Кроме этого, в рамках КПМО за счет федеральных, областных и городских денег каждое ОУ имеет на сегодняшний день хотя бы один компьютерный класс. Если в 2006 г. у нас был 21 такой кабинет, то в 2008 г. таких кабинетов стало 65. Кроме этого образовательные учреждения получают кабинеты, которые оснащены и техникой, и наглядными пособиями. В 2008 г. таких кабинетов мы получили 14, из них 5 кабинетов биологии, 5 - химии, 2 - физики и столько же кабинетов географии. Кроме этого более 23-х комплектов интерактивных досок и мультимедийных пар получили в 2008 г. образовательные учреждения, и уже в первом квартале 2009 г. 19 образовательных учреждений получили подобную технику для того, чтобы сделать более интересным процесс обучения детей. И таких примеров можно приводить очень много.

Ежегодно за последнее время в рамках комплексного проекта модернизации образования более двух миллионов рублей мы получаем на приобретение наглядных пособий, более трех с половиной миллионов рублей получаем на приобретение учебной литературы для учащихся.

- Можно ли уже сегодня назвать школы, для которых участие в КПМО послужило стимулом для дальнейшего интенсивного развития?

- Конечно, можно. В рамках комплексного проекта модернизации образования есть одно из направлений, которое называется "стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы". И за три года 24 миллиона рублей получено нашими образовательными учреждениями. В 2006 г. таких школ было 6, в 2007 г. - 10, в 2008 г. - 8. Из школ-победителей, получивших миллион (для Новгородской области была предоставлена квота в 12 образовательных учреждений), большее количество - это школы Великого Новгорода. Есть школы, которые в рамках этого направления деятельности в течение трех лет получали по миллиону, что явилось значительным вкладом в развитие их материально-технической базы. Это, например, школа № 13, гимназия № 2.

Нельзя обойти стороной и те учреждения, в которых есть учителя, ставшие победителями конкурса лучших учителей образовательных учреждений и получившие президентские премии в размере 100 тысяч рублей. За три года 67 педагогов Великого Новгорода получили премию Президента. Подавали заявки на участие в этом конкурсе 311 педагогов из 16 образовательных учреждений нашего города. Участие в конкурсе - своего рода стимул, предполагающий анализ деятельности и самого учреждения, и отдельно взятых учителей. Ежегодно только 41 педагог из Новгородской области мог получить премию в размере 100 тысяч рублей. Больше половины победителей - это представители Великого Новгорода. В 2006 г. из 41 педагога - 22 из Великого Новгорода, в 2007 г. - 23 педагога, в 2008 г. - 22 педагога.

865 педагогов Великого Новгорода получают дополнительное вознаграждение за исполнение обязанностей классного руководителя. Это тоже показатель стимулирования деятельности школ, которые могут иметь положительные результаты и обеспечивать развитие своего учреждения.

Наличие критериальной оценки деятельности образовательных учреждений стимулирует руководителей и педагогов улучшать результаты своей деятельности, а значит, внедрять современные технологии в процесс обучения, управления образовательным учреждением, создавать соответствующие условия, отвечающие современным требованиям безопасности и комфорта, повышать удовлетворенность родителей и учеников образова тельным процессом в своем учреждении. Например, в школе № 24 благодаря депутатам и общественности отремонтированы ранее разваливающиеся кабинеты, а также малый спортивный зал для учащихся начальной школы, для которого приобретено оборудование для скалолазания.

- Наталья Павловна, считаете ли Вы, что участие Новгородской области в КПМО привело к значительным положительным изменениям в муниципальной системе образования?

- Да, я считаю, что значительное развитие есть в рамках реализации комплексного проекта, но, пожалуй, если подводить итог, то можно сказать, что комплексный проект как для Новгородской области, так и для Великого Новгорода не стал чем-то новым. Реализация проекта как бы еще раз подтвердила, что проводимая образовательная политика в Великом Новгороде (в составе Новгородской области) была стратегически правильной. И это я считаю очень ценным и очень важным. Все предыдущие усилия педагогов и педагогических коллективов не были напрасными. Ориентация на получаемый результат в процессе деятельности как любого педагогического коллектива, так и органов власти - это то, над чем придется работать и дальше. Недаром это подтверждается указами Президента об оценке эффективности работы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.