КОНКУРСНАЯ РАБОТА


Селивёрстова Т.Ф.1, заместитель заведующего МДОУ "Детский сад № 1 "Калинка" общеразвивающего вида"

Краткое описание идеи логики составления портфолио педагога

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения - это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Современному педагогу необходимо быть профессионально компетентным, творчески активным, конкурентно способным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. В этом ему сможет помочь подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста, то есть портфолио педагога.

Разделы портфолио педагога, их содержание могут варьироваться в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики образовательного учреждения, в котором он работает, и других факторов.

Профессиональная компетентность педагога складывается из знания педагогом нормативно-правовых документов, на основе которых он осуществляет свою деятельность; из его представлений о природе, человеке, обществе; знаний, умений и навыков в управлении педагогическим процессом; владения теорией воспитания и развития личности ребенка и др. Росту профессиональной компетентности педагога посвящены следующие разделы портфолио:

  • "Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения" (см. приложение 2),
  • "Глоссарий": содержит словарные статьи, цитаты, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса (см. приложение 8);
  • "Методическая копилка": раздел является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.). Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.

Творческая активность педагога — это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Творческий педагог способен самостоятельно овладеть новыми знаниями, способами, приемами; переосмыслить собственную деятельность в свете новых знаний; разработать новые методы, приемы, формы, средства или модифицировать их; умеет эффективно использовать передовой опыт, находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях, изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации, анализировать и оценивать промежуточные и конечные результаты процесса, а также создавать новые программы и технологии обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста. Данной деятельности педагога посвящены следующие разделы портфолио: "Повышение уровня квалификации" (см. приложение 5), "Работа по самообразованию педагога" (см. приложение 4), "Материал по обобщению передового педагогического опыта" (см. приложение 9). Рекомендации и памятки данных разделов помогут воспитателю грамотно проанализировать свою педагогическую деятельность, выбрать направление своего дальнейшего роста, спланировать работу по самообразованию, обобщить передовой педагогический опыт, подготовить его к трансляции.

Каждый педагог занимает определенную позицию среди коллег своего образовательного учреждения. Позиционировать себя в дошкольном учреждении педагогу помогут разделы:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Данные о педагоге (визитная карточка).

2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения.

3. Повышение уровня квалификации:

   3.1. Изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагога (самодиагностика педагога) (см. приложение 3).

   3.2 Работа по самообразованию педагога:

      3.2.1. Перспективный план работы по самообразованию.

      3.2.2. Курсы повышения уровня квалификации.

   3.3. Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности (см. приложение 6).

   3.4. Глоссарий.

   3.5. Методическая копилка.

4. Материал по обобщению передового педагогического опыта.

5. Рейтинг педагога.

Приложение 1

ДАННЫЕ О ПЕДАГОГЕ

(визитная карточка)

1.ФИО_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2. Образование:

– образовательное учреждение

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

– дата окончания _________________________________________________________________

– специальность по образованию ____________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Стаж педагогической работы________________________________________________________

4. Стаж работы в данном учреждении ___________________________________________________

5. Уровень квалификации:

– наличие квалификационной категории __________________________________________________

____________________________________________________________________________________

– дата присвоения ____________________________________________________________________

6. Прохождение курсов повышения квалификации:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Поощрения и награды:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

8. Наиболее значимые достижения в профессиональной деятельности:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

9. Увлечения вне профессиональной сферы, хобби:

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Приложение 2

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Закон РФ "Об образовании".
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
  4. Устав МДОУ "Детский сад № 1 "Калинка" общеразвивающего вида".
  5. Концепция дошкольного образования.
  6. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении ( В. Л. Пет­ровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова).
  7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70/23-16 "О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования".
  8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65/23-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения".
  9. СанПиН.
  10. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. (Приказ МО РФ от 26 июня 2000 г. № 1908).
  11. Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Сборник нормативно-правовых документов ( составительР.Б. Стеркина).
  12. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (приложение к Приказу № 10 МО РФ от 22 августа 1996 г. № 448).

Приложение 3

Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других.

С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности педагогу можно использовать диагностическую карту.

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ ПЕДАГОГА ДОУ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(самодиагностика педагога)

Содержание вопроса

Варианты ответа

Знание анатомо-физиологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

 

Владение педагогической диагностикой

 

Выбор типа занятия и темпа его проведения

 

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

 

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

 

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

 

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

 

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

 

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

 

Использование здоровьесберегающих технологий

 

Обеспечение благоприятных условий в группе:
- гигиенических,
- эстетических

 

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

 

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

 

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

 

Варианты ответа: Не владею, Владею частично, Владею свободно.

Приложение 4

После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

1 ЭТАП — информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной подготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы, поездки и экскурсии с целью детального ознакомления с вопросом, вызывающим затруднения у педагога, осуществление проблемно-ориентированного анализа полученных данных. Итог данного этапа – формирование у педагога совокупности теоретических данных.

2 ЭТАП — внедрение в практику

Полученные знания педагог использует на практике. На данном этапе целесообразно ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью фиксирования результатов.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме

Доклад на педагогическом или методическом совете дошкольного учреждения, выступление на родительском собрании, разработка перспективного плана работы по теме, разработка конспектов занятий, учебно-методических или дидактических пособий, опубликование статьи, представление опыта работы на МО или на курсах повышения квалификации педагогов и др.

Этапы работы по самообразованию можно представить в виде перспективного плана, который определяет профессиональное развитие на два-три года.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА

Учебный год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

2007/08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008/09

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009/10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Курсы повышения квалификации позволяют педагогу повысить свой профессиональный уровень, познакомиться с передовым педагогическим опытом, обеспечивают осознание педагогом современных подходов к проблемам развития дошкольников, систематизируют знания и представления о системе дошкольного образования на современном этапе, где особый акцент делается на его индивидуализацию, создание условий для социализации и индивидуализации детей.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Дата прохождения

Место прохождения

Документ, №

Количество часов

Название курсов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

ПОСЕЩЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Одним из средств повышения профессионального мастерства педагога дошкольного учреждения является проведение разнообразных открытых мероприятий: занятий с детьми, кружков и факультативов, родительских собраний и лекториев, досугов, спортивных праздников и т. д. Для учета мероприятий и результата их эффективности можно использовать данную таблицу.

 

Дата и место проведения

Группа, возраст и количество детей

ФИО педагога

Тема, цель занятия

Содержание

Выводы по анализу (самоанализу) занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения во многом зависит от его аналитических умений, то есть умения наблюдать, анализировать, диагностировать уровень развития, воспитанности и обученности каждого ребенка, анализировать конкретные педагогические ситуации, оценивать их и учитывать при организации педагогического воздействия, выяснять причины, условия, характер таких ситуаций.

Анализировать педагогическую деятельность, свою и своих коллег, выделять удачные моменты в работе и промахи, устанавливать их причину с целью совершенствования воспитателю помогут предложенные памятки.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ в группе раннего возраста

1. Дата, группа (возраст), воспитатель:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Тема занятия:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Программное содержание:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. Наглядные пособия (соответствие возрасту, эстетика, целесообразность):

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

5. Организация детей на занятии (группа, подгруппа)

_____________________________________________________________________________________

6. Чем занимаются дети, свободные от занятия:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7. Выполнение санитарно-гигиенических требований (удовлетворение двигательной активности детей (физкультминутки, паузы), контроль за правильностью осанки детей во время работы за столами, смена поз детей в течение занятия, соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим требованиям)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8. Длительность занятия:

_____________________________________________________________________________________

9. Оценка занятия

Критерии анализа

Уровни оценок

высокий

средний

низкий

1. Деятельность воспитателя:

  • умение воспитателя настроить детей на занятие;
  • четкость речи, эмоциональность изложения материала;
  • умение использовать игровой материал при выполнении игровых заданий;
  • сочетание средств наглядности с речевым объяснением, указаниями, вопросами;
  • задания, направленные на удовлетворение двигательной активности детей;
  • индивидуальный подход к детям на занятии

 

 

 

2. Деятельность детей:

  • отношение к занятию всей группы;
  • отношение к занятию отдельных детей;
  • интерес детей к занятию;
  • эмоционально положительный настрой;
  • активность детей на занятии;
  • самостоятельные действия детей при выполнении заданий

 

 

 

Общая оценка занятия:

 

10. Положительные моменты:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

11. Выводы:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

12. Рекомендации:

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Приложение 8

ГЛОССАРИЙ

Образование

универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени

Воспитание

как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова)

Развитие

процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова)

Формирование

специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова)

Обучение

специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирования специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек (Т. М. Бабунова)

Социализация

(от лат. "социум" — общественность) – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств

Индивидуализация

(от лат. "неделимо") — процесс порождения и осознания индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности

Сензитивные периоды

это периоды особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени (то есть ребенок что-то заметил, выделил, принял для себя; обучение в сензитивный период происходит легко и радостно для ребенка)

Качество дошкольного образования

 

определяется предоставлением возможности выбора для ребенка "индивидуального образовательного маршрута" на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми

Образованность

степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования культурного и исторического опыта (элементарная грамотность и компетентность)

Компетентность

комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного (через себя) освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая)

Портфолио ребенка

 

целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития

Основные сферы развития личности ребенка

1. Здоровье и физическое развитие

2. Социально-личностное развитие

3. Познавательно-речевое развитие

4. Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

Приложение 9

Материал по обобщению передового педагогического опыта

Данный раздел является гордостью каждого педагога.Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства. Именно этот раздел свидетельствует о значимости и успешности профессиональной деятельности и степени личностной реализации педагога.

Обобщение прогрессивного педагогического опыта может быть осуществлено в различных формах: это и создание учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступление с докладом на педагогических конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, создание фотоальбома или видеофильма, презентация опыта в электронном варианте, написание статьи и т. д.

Наиболее распространенными среди педагогов дошкольных учреждений формами обобщения прогрессивного педагогического опыта являются написание статьи и презентация.

Приложение 10

Рейтинг педагога

Содержание данного раздела:

  • Отзывы администрации о профессиональной деятельности педагога.
  • Отзывы родителей о профессиональной деятельности педагога.
  • Отзывы воспитанников о профессиональной деятельности педагога.
  • Результаты анкетирования участников образовательного процесса.
  • Грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах и т. д.
  • Самоанализ педагога по реализации образовательной программы.
  • Самоанализ педагога по аттестационным и аккредитационным показателям.
  • Анализ журналов динамики достижений детей группы.
  • Рейтинг педагога среди педагогов МДОУ № 1 (критерии утверждены Советом учреждения).

Критерии

Баллы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Уровень образования педагога

высшее педагогическое (+5)

 

 

 

 

 

 

высшее непедагогическое (+4)

среднее специальное

педагогическое (+3)

среднее специальное

непедагогическое (+2)

другое (+1)

Квалификационная категория педагога

высшая (+5)

 

 

 

 

 

 

первая (+4)

вторая (+3)

Стаж работы

1 год (+1)

 

 

 

 

 

 

5 лет (+3)

10 лет (+4)

20 лет (+5)

Количество детей в группе

ясли 15 человек (+3)

 

 

 

 

 

 

ясли более15 человек (+5)

1 младшая 17 человек (+3)

1 младшая более 17 человек (+5)

дошк. группы 20 человек (+2)

22 человека (+3)

более 22 человек (+5)

Количество дней в году, посещенных одним ребенком

ясли и сад — не ниже среднего по городу (+3)

 

 

 

 

 

 

ясли 170 и более (+5)

сад 180 и более (+5)

Количество дней в году, пропущенных одним ребенком по болезни

ниже среднего по ДОУ (+3)

 

 

 

 

 

 

ниже среднего по городу (+3)

Результат во время аттестации и аккредитации ДОУ

выше среднего по саду (+5)

 

 

 

 

 

 

на уровне среднего балла по саду (+3)

Качество реализации программы (процент детей с высоким и средним уровнем развития)

100 % (+5)

 

 

 

 

 

 

90–100 % (+4)

80–90 % (+3)

70–80 % (+2)

60–70 % (+1)

Качество сформированности у детей основных компетентностей (процент детей с 4 и 5 уровнем)

80–90 % (+5)

 

 

 

 

 

 

70–80 % (+4)

60–70 % (+3)

50–60 % (+2)

40–50 % (+1)

Результаты самоанализа педагога по аттестационным критериям

выше среднего по городу (+5)

 

 

 

 

 

 

выше среднего по области (+4)

выше среднего по ДОУ (+3)

на уровне среднего по ДОУ (+1)

Участие педагога в ОЭР

на уровне области (+5)

 

 

 

 

 

 

на уровне города (+4)

на уровне ДОУ (+3)

Участие педагога в мероприятиях, конкурсах

города (+5)

 

 

 

 

 

 

микрорайона (+4)

ДОУ (+2)

Разработка

программ, технологий, методик (+5)

 

 

 

 

 

 

методических пособий (+3)

Трансляция педагогического опыта (открытое мероприятие, статья, доклад, мастер-класс и др.)

на уровне области (+5)

 

 

 

 

 

 

на уровне города (+4)

на уровне ДОУ (+3)

наставничество (+3)

Удовлетворенность родителей деятельностью педагога (по результатам анкетирования — процент положительных ответов)

90–100 % (+5)

 

 

 

 

 

 

80–90 % (+4)

70–80 % (+3)

60–70 % (+2)

50–60 % (+1)

Сумма баллов

 

 

 

 

 

 

Средний балл по ДОУ

 

 

 

 

 

 

Место

 

 

 

 

 

 

 

1 Селиверстова Т. Ф. заняла первое место в номинации "Портфолио воспитателя ДОУ" конкурса "Модель портфолио педагога" (конкурс проводился в Великом Новгороде в 2007 году).